Галерея знаний и ©клад Искусств
РУ EN +
Утро
Бумага, акварель. 24,5 х 25,5 см

Дополнительная информация

Биография

ЖАБА́, АЛЬФОНС КОНСТАНТИНОВИЧ (1878, Тифли́с Тифлисской губ., Российская Империя  1942, Ленинград, СССР)

Русский советский художник.
Пейзажист, баталист, акварелист, художник книги. Младший брат художницы Нины Жаба.
С 1899 по 1907 учился в Императоской Академии Художеств (СПб.) у П.О. Ковалевского и Ф.А. Рубо. В 1907 получил звание художника за картину «На пожар», в центре которой над телегой-линейкой с пожарниками и трубачом развевается красное знамя.
Участвовал в выставках с 1903 (Отчётная выставка ВХУ). Являлся членом секции акварелистов Общества Поощрения Художеств, «Общины Художников» (1910-е – 1920-е). Принимал участие в выставках ИАХ (Весенние, СПб.  Петроград, 19111918), Общества Художников-индивидуалистов (в т.ч. 1926, 1928), выставлялся с Обществом им. А.И. Куинджи (19271930), а после 1932  во всех знаковых выставках молодой советской власти. В 1912 и 1938 работы демонстрировались за рубежом (Амстердам и Лондон  соотвественно). Прижизненные персональные выставки состоялись в 1909 (СПб; Картины и этюды Крайнего Севера) и 1937 (Москва) (Вольценбург, 2002). В 1967 в Самарканде и без каталога Нагаевская E.В. провела выставку художников Крыма с участием работ Альфонса и Нины Жаба (Соколова, 2008).
Художник побывал в Мурмане, Карелии, Крыму, Болгарии, на Кавказе, и выполнил работы этих мест, в т.ч.: «Крайний Север» (1909), «В горах Мурмана» (1910), «Дворик в Финляндии», «Малая Иматра» (обе  1910-е), «Выгрузка трески в Архангельском порту» (1920-е), а также  виды Бахчисарая.
До и после революции 1917 года писал батальные картины. В честь столетия первой Отечественной войны исполнил картину «Атака Сумского Гусарского полка у Островно 13-го июля 1812 года» (1912), в честь 15-летия РККА и по заказу Реввоенсовета СССР  «Выезд на позиции красной артиллерии» (1933), в начале 1930-х  «Поход Блюхера в тыл колчаковцев», в честь 20-летия РККА и ВМФ  «К.Е. Ворошилов и С.М. Будённый руководят переправой Первой Конной Армии у Каховки» (1938) и др. Репродукция работы «В секрете» (1938) вошла в состав методического кабинета НИИ краеведческой и музейной работы (Москва) как одна из лучших картин «исторического содержания» (Каталог фоторепродукций, 1939).
С рисунками художника работали издатели и издательства А.Ф. Девриена (Басни Крылова, 1911), «Радуга» (Шкапская М.М. Алёшины галоши– Л.–М. : Радуга, 1925; также 1926, 1927), «Искусство» (Басни Крылова, 1944, открытки) и др. 
В живописи для себя,  пейзажах (масло и акварель),  сумел передать настроение природы. Его любимые мотивы,  солнечный Крым, (и, в первую очередь, Бахчисарай), широкая русская земля с далёким горизонтом, зима в провинции,  звучали в названиях работ: «Родные напевы», «Баньки», «Ручеёк», «Дворик в Финляндии», «Отстала от стада», «Знакомые звуки», «Лошадка на солнышке». 
Источники: Вольценбург (2002), Соколова (2008). 
2009-06-02  2011-04-16

Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

АВТОРЫ